интервью с дизайнером Владом Шишкиным

В будущем мы будем заниматься тем, что нам нравится, и получать за это деньги

— Чем ты занимаешься, Влад, что ты делаешь, какую пользу приносишь, какие задачи решаешь?
— А что, обязательно должна быть какая-то польза, какой-то профит?
— А разве нет, скажи тогда почему человек так или иначе проводит время, для чего, чтобы что? Почему для тебя важно то что ты делаешь?
— Есть общие и конкретные задачи, которые я решаю. Мне очень нравится мысль о том, что в будущем мы либо не будем делать ничего и получать пособие, - нормальное, на которое можно жить и при этом ничего не делать. При этом останутся какие-то вещи, которые люди будут делать для других людей, просто потому что им нравится это делать, они будут это делать даже независимо от того нужно это или нет, зарабатывают они этим или не зарабатывают. Это даже не профессии, это больше похоже на хобби. Например, парикмахеры для собак, или то что делает сомелье, вроде это и не очень нужно в обычной жизни. Вроде это необязательные профессии, назовём их так, но люди этим занимаются. И я отношусь к этой сфере. Я помогаю решить незначительную проблему в огромном сегменте. Ведь графика вообще и, в частности, векторная графика, - это очень большой сегмент. Я в этом огромном сегменте предоставляю маленькие заготовки для работы. То что я делаю – это маленькая составная часть чьей-то работы. Пусть человек делает заставку или что-то ещё, ему надо чтобы присутствовал чей-то логотип. То есть он решает глобальную задачу, но для её решения нужно решить узкую задачу, которую я, собственно, и помогаю ему решить. Иными словами, ему нужен маленький векторный файл-логотип, который я ему и предоставляю. Естественно, когда он делает какой-то баннер или заставку, ему не хочется отвлекаться на что-то ещё, искать необходимый логотип в интернете, делать его самостоятельно, он вдруг понимает, что это отдельная, пусть маленькая, но частная, задача. И он понимает, что это задача, которую не так-то просто решить. Поэтому он начинает искать нужный ему логотип в интернете на бесплатных или платных ресурсах. В конце концов он попадает на мой ресурс, я на это надеюсь. Потому что это очень отдельная проблема – как сделать так чтобы человек нашёл то что ему нужно.
- Я хотел бы уточнить. Например, у человека есть какой-то проект, для которого ему нужен логотип. Не может ли он обратиться к тебе чтобы ты ему сделал логотип для его проекта. Зачем ему чужие логотипы?—
Тут произошло смешение понятий. Я говорю о логотипах других компаний, которые помогают развитию данного проекта. А ты ведёшь речь об авторской графике.
- Я потому и говорю поскольку не понял: зачем ему на свой проект чужой логотип?
- Ты полностью запутался в целях и задачах. Люди используют чужие логотипы чтобы показать что они как-то связаны с кем-то. И чтобы указать на этого кого-то, ему нужен его логотип. Только и всего. А для своих ресурсов люди стараются придумать свой логотип, это естественно. Мой ресурс и нужен для того чтобы предоставить людям чужие логотипы. Я сейчас тебе поясню на примере: предположим, ты организовываешь мероприятие. Кто-то тебе оказывает информационную поддержку, кто-то финансовую, кто-то организационную. И ты хочешь на сайте мероприятия разместить логотипы этих компаний, в том числе и для того чтобы привлечь внимание к своему мероприятию.
Так мне же компания предоставит свой логотип.
— Разумеется, серьёзная компания предоставит тебе свой логотип. Но в реальности всё происходит не совсем так. Даже компания, которая в этом заинтересована, для неё момент самопиара вдруг оказывается каким-то организационно сложным. Да, для них важно чтобы ты упомянул их компанию, сказал на мероприятии устно, где-то написал о том, что они тебе помогают организационно или дают деньги. Но сам этот момент, что надо предоставить тебе логотип… они про него обычно забывают. Да, самопиар для них конечно важен, но сам организационный момент сопряжён для них обычно с такими бюрократическими проволочками, что проще тебе это сделать самому, нежели ждать когда они это сделают. Они понимают, что где-то это всё есть, то что им нужно, но надо этим заниматься, дают команду самому нижайшему менеджеру, тот даёт команду кому-то ещё. Даже чтобы просто послать нужные файлы по электронной почте, нужно дать команду какому-то человеку, например секретарю, чтобы нашли нужные файлы и тебе отправили. В крупных компаниях обязательно есть некто, кто контролирует как компания представлена, как она выглядит снаружи. Но зачастую всё это в нужный момент не работает. И это не только наша проблема, это во всём мире так. Компании занимаются своими прямыми делами, а пиар и всё остальное – по остаточному принципу.
— И тут появляешься ты, так?
— Нет, никто не появляется. Ты сидишь и думаешь где взять нужный тебе логотип. И ты даже можешь злиться, говорить почему ты должен выполнять их работу, если им это не надо, то и тебе это не надо. И всё упирается в вопрос кому это больше надо. А вопрос этот неуместен поскольку надо это обоим. А на самом деле ты понимаешь, что больше это нужно тебе, чем им, и ты примазываешься к их славе, уж что греха таить, а никак не наоборот. А для них может это как раз мелко, и коль уж они согласились как-то участвовать, то на организационные вопросы уж никак не хотят тратить время и другие свои ресурсы. Но как бы то ни было и они это делают ради информационного шума, они показывают, что они не только отбирают деньги у населения, но может быть финансируют какие-то социальные проекты, к примеру, или делают что-то ещё, важное и нужное. Ведь не случайно же многие компании, особенно крупные, говорят о своей миссии… Для чего они это делают, как ты думаешь? Они хотят показать, что деньги для них далеко не на первом месте стоят. Они показывают, что у них традиции, качество, делается упор на какие-то духовные аспекты. «Мы не просто так делаем дорогие автомобили» - говорят они. «Мы хотим улучшить мир». Возможно, это говорится искренне, и так оно и есть. Но в какой-то мере это обязательно служит оправданием их наживы, вот это вот как компания зарождалось, как крепла и так далее.
Вот взять стартапы. Все понимают, что стартапы – это начало какого-то дела. Главная же их особенность в том, что на первых порах стартапы предоставляют свои услуги за минимальную стоимость либо вообще бесплатно. Для того чтобы сформировать клиентскую базу. Им нужно срочно собрать свою аудиторию. Вокруг себя. А вот потом уже наступает момент истины что называется. Либо стартап перерастает в бизнес, либо он так и остаётся стартапом, то есть просто представляет собой бесплатный канал по привлечению новых пользователей. Вот и появляются viber'ы и whats up'ы, ими мы и пользуемся. За счёт чего они живут? Они же не берут с нас денег.
— Может быть за счёт рекламы они как раз и живут, и это самый настоящий бизнес, разве нет?
- Конечно, они пытаются просунуть рекламу. Но всё-таки, они же не берут с тебя какую-то конкретную плату за пользование своей программой.
- Да, не берут, но они монетизируют свои ресурсы другим способом.
— Реклама бы себя окупала если бы это были более глобальные проекты. А они зарабатывают деньги в основном продавая платные аккаунты, какие-то услуги премиум и так далее. Ты пользуешься их стартовыми аккаунтами, потом они тебе предлагают попробовать профессиональный аккаунт постепенно перетягивая тебя таким образом на пользование платными ресурсами.
Что же касается стартапа, его время достаточно ограничено, это месяц или полгода, но всё равно какой-то небольшой отрезок.
- Но ведь любой стартап призван стать бизнесом, разве нет?
— В идеале да. Но есть социальные проекты, я себя к такому как раз и отношу, есть же небольшие проекты – социальные стартапы, - со временем они становятся благотворительными проектами. Кто-то становится коммерческой организацией, кто-то… конечно, полностью мой ресурс благотворительным назвать нельзя. Если бы он был полностью благотворительным, он бы был бесплатным. А у меня присутствует данейшн.
- Давай с тобой вернёмся… мы с тобой выяснили, что фирмы ленятся искать логотипы нужных им организаций, и тут появляешься ты.
— Да, тут появляюсь я. Ты что-то делаешь и вдруг понимаешь, что в этом моменте произошёл затор, а именно, тебе нужна фирменная айдентика, которой у тебя под рукой нет.

Айдентика – от слова identify – идентифицировать, все те признаки, по которым мы опознаём компанию, - логотип (и другая возможная графика), это может быть и музыка (гимн какой-нибудь), фирменный цвет, да запах в конце концов, - это всё составные бренда, или айдентика. На самом деле под брендом понимают в основном название и логотип, но на самом деле бренд – более широкое понятие, - это совокупность признаков, по которым можно опознать компанию.

Продолжение следует...

Made on
Tilda