С днем рождения, Владимир Семенович!
Я решил выложить свою статью о Высоцком, ранее опубликованную здесь, плюс добавить недавно мной составленный топ 50 его песен.
Высоцкий… первое знакомство с ним произошло уже после его смерти, когда будучи в гостях у московских родственников я наткнулся на официально изданную фирмой «Мелодия» пластинку его песен. «Песня о друге» - так по-моему назывался этот диск. Было начало 80-х. У власти Л.И. Брежнев. Советский строй со всеми его тогдашними атрибутами: продовольственной программой и талонами на продукты. И все было таким незыблемым, и ничто, казалось, не предвещало «больших перемен» из песни «Я не люблю», написанной в 1969-м. Или все-таки предвещало? Ведь в самый что ни на есть палящий зной мы можем вдруг почувствовать приближение холодов. В крещенские морозы дыхание весны. В самую непроглядную ночь понимаем, что скоро рассвет, а в полуденном солнечном свете угадываем наступление сумерек. Так устроено мироздание: день и ночь, времена года, эпохи и цивилизации достигают своего апогея и неизбежно сменяют друг друга.
Тогда Владимир Семенович большое впечатление своими «вертикальными» песнями (там были не только песни из кинофильма «Вертикаль», но мне хочется назвать их именно так) произвел на мою старшую сестру, которая заслушала пластику просто до дыр. Но и я, конечно, запомнил этот «отчаяньем сорванный голос» и проникновенные строчки, так сильно отличающиеся от тогдашних эстрадных песен.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
Эта песня не о войне. Точнее не только о войне. Да и что такое мир, и что такое война? Все ведь очень относительно. Мирное время – иллюзия, просто фигура речи. Близкие нам люди могут «не вернуться из боя» в любой момент. Вообще у Высоцкого нет песен военных и невоенных, как принято считать. Все его песни о жизни. И не только его жизни, но и нашей с вами.
Кто захочет в беде оставаться один,
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покоренных вершин, -
Что же делать - и боги спускались на землю.
Еще мне тогда показалось, что где-то я это уже слышал. Что ж, возможно так и было.
Прошло несколько лет, началась перестройка, гласность. О Высоцком заговорили. Начали издаваться пластинки «На концертах Владимира Высоцкого», и уже пришла моя очередь заслушивать их до дыр и пробовать петь под гитару.
А потом снова были «большие перемены». Сначала 90-е, потом нулевые. Много чего изменилось и в музыке, и в общественной жизни. Двадцать пять лет. Много это, мало? Каждый год на федеральных каналах вечера памяти Высоцкого. Популярные артисты поют его песни. Сняли «Спасибо, что живой».
Но в привычные рамки я всажен —
На спор вбили,
А косую неровную сажень
Распрямили.
То и дело спрашиваешь себя: а что бы Владимир Семенович сказал сейчас, о чем бы спел?
В определенный момент мне стало казаться, что действительно произошли «большие перемены», и Высоцкий уже не так актуален. Сам я за это время успел сильно увлечься и слегка охладеть к русскому року: Цою, БГ, Шевчуку, Кинчеву и другим. Можно по-разному относиться к этим людям, но они также являются авторами и продолжают авторскую песенную традицию, которой следовал и Высоцкий. Но Цой и Башлачев погибли, остальные, с этим ничего не поделаешь, стареют. Сдержанно, достойно, продолжая заниматься своим делом – писать и исполнять песни. Но время неумолимо. При этом поэтов и музыкантов, идущих им на смену, нет. Вернее, нет людей подобного масштаба. По крайней мере, я их не вижу. И Высоцкий, думал я, уже не так интересен молодому поколению. Да и я сам, что греха таить, отдавая дань этому человеку, уже очень давно не обращался к его творчеству.
И вот недавно просматривая в социальной сети аудиозаписи своего племянника (который, к слову, в прошлом веке-то прожил меньше года, то есть как раз принадлежит поколению нулевых), я с удивлением обнаружил «Вершину», а чуть ниже «Песню летчика», а еще ниже «Конькобежца на короткие дистанции», «Студентов-археологов», «Нейтральную полосу», «Прощание с горами», «О переселении душ», «О друге», «Охоту на волков». Наконец, услышал, как он читает «Я не люблю». Что ж, круг замкнулся, и связь времен восстановлена. И память жива, и смерти как будто нет, хоть «мы когда-то всегда умираем».
И я сам готовя этот материал очень много переслушал. Много, но далеко не все. И с удивлением обнаружил, что для меня совершенно по-новому зазвучали «Мой друг уехал в Магадан», «Спасите наши души», «Сколько чудес за туманами кроется», «О звездах» и «О конце войны», «В темноте» и «Белое безмолвие», «Очи черные», «Если где-то в чужой, неспокойной ночи» и многие другие.
Высоцкий – один из тех людей и один из тех поэтов, которые всей своей жизнью и всем своим творчеством, по меткому выражению Мераба Мамардашвили, ставят на карту себя и свою жизнь. Поэтому поколения будут сменять друг друга, будет меняться жизнь, а интерес к его личности и творчеству не иссякнет.
И у меня впереди много часов его слов и музыки, нового знакомства и погружения, чему я, признаться, несказанно рад.
И вот спустя несколько месяцев после написания этой статьи я действительно переслушал практически всего Высоцкого. Практически означает всего, представленного вот здесь, в Википедии. И мне захотелось составить свой личный список самых важных песен, с которым я вас сейчас и познакомлю.
"Открытые двери" - последняя песня в нашем списке. Я впервые её послушал совсем недавно, и она поразила меня до глубины души. Чем рассказывать не стану, послушайте эту песню. Посвящена она Михаилу Шемякину и повествует об их пребывании в Париже.
Открытые двери больниц, жандармерий,
Предельно натянута нить.
Французские бесы - большие балбесы,
Но тоже умеют кружить.
А какие бы вы песни Высоцкого включили в этот список?
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda