С днем рождения, Владимир Семенович!
Я решил выложить свою статью о Высоцком, ранее опубликованную здесь, плюс добавить недавно мной составленный топ 50 его песен.
Высоцкий… первое знакомство с ним произошло уже после его смерти, когда будучи в гостях у московских родственников я наткнулся на официально изданную фирмой «Мелодия» пластинку его песен. «Песня о друге» - так по-моему назывался этот диск. Было начало 80-х. У власти Л.И. Брежнев. Советский строй со всеми его тогдашними атрибутами: продовольственной программой и талонами на продукты. И все было таким незыблемым, и ничто, казалось, не предвещало «больших перемен» из песни «Я не люблю», написанной в 1969-м. Или все-таки предвещало? Ведь в самый что ни на есть палящий зной мы можем вдруг почувствовать приближение холодов. В крещенские морозы дыхание весны. В самую непроглядную ночь понимаем, что скоро рассвет, а в полуденном солнечном свете угадываем наступление сумерек. Так устроено мироздание: день и ночь, времена года, эпохи и цивилизации достигают своего апогея и неизбежно сменяют друг друга.
Тогда Владимир Семенович большое впечатление своими «вертикальными» песнями (там были не только песни из кинофильма «Вертикаль», но мне хочется назвать их именно так) произвел на мою старшую сестру, которая заслушала пластику просто до дыр. Но и я, конечно, запомнил этот «отчаяньем сорванный голос» и проникновенные строчки, так сильно отличающиеся от тогдашних эстрадных песен.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал, он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
Эта песня не о войне. Точнее не только о войне. Да и что такое мир, и что такое война? Все ведь очень относительно. Мирное время – иллюзия, просто фигура речи. Близкие нам люди могут «не вернуться из боя» в любой момент. Вообще у Высоцкого нет песен военных и невоенных, как принято считать. Все его песни о жизни. И не только его жизни, но и нашей с вами.
Кто захочет в беде оставаться один,
Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?!
Но спускаемся мы с покоренных вершин, -
Что же делать - и боги спускались на землю.
Еще мне тогда показалось, что где-то я это уже слышал. Что ж, возможно так и было.
Прошло несколько лет, началась перестройка, гласность. О Высоцком заговорили. Начали издаваться пластинки «На концертах Владимира Высоцкого», и уже пришла моя очередь заслушивать их до дыр и пробовать петь под гитару.
А потом снова были «большие перемены». Сначала 90-е, потом нулевые. Много чего изменилось и в музыке, и в общественной жизни. Двадцать пять лет. Много это, мало? Каждый год на федеральных каналах вечера памяти Высоцкого. Популярные артисты поют его песни. Сняли «Спасибо, что живой».
Но в привычные рамки я всажен —
На спор вбили,
А косую неровную сажень
Распрямили.
То и дело спрашиваешь себя: а что бы Владимир Семенович сказал сейчас, о чем бы спел?
В определенный момент мне стало казаться, что действительно произошли «большие перемены», и Высоцкий уже не так актуален. Сам я за это время успел сильно увлечься и слегка охладеть к русскому року: Цою, БГ, Шевчуку, Кинчеву и другим. Можно по-разному относиться к этим людям, но они также являются авторами и продолжают авторскую песенную традицию, которой следовал и Высоцкий. Но Цой и Башлачев погибли, остальные, с этим ничего не поделаешь, стареют. Сдержанно, достойно, продолжая заниматься своим делом – писать и исполнять песни. Но время неумолимо. При этом поэтов и музыкантов, идущих им на смену, нет. Вернее, нет людей подобного масштаба. По крайней мере, я их не вижу. И Высоцкий, думал я, уже не так интересен молодому поколению. Да и я сам, что греха таить, отдавая дань этому человеку, уже очень давно не обращался к его творчеству.
И вот недавно просматривая в социальной сети аудиозаписи своего племянника (который, к слову, в прошлом веке-то прожил меньше года, то есть как раз принадлежит поколению нулевых), я с удивлением обнаружил «Вершину», а чуть ниже «Песню летчика», а еще ниже «Конькобежца на короткие дистанции», «Студентов-археологов», «Нейтральную полосу», «Прощание с горами», «О переселении душ», «О друге», «Охоту на волков». Наконец, услышал, как он читает «Я не люблю». Что ж, круг замкнулся, и связь времен восстановлена. И память жива, и смерти как будто нет, хоть «мы когда-то всегда умираем».
И я сам готовя этот материал очень много переслушал. Много, но далеко не все. И с удивлением обнаружил, что для меня совершенно по-новому зазвучали «Мой друг уехал в Магадан», «Спасите наши души», «Сколько чудес за туманами кроется», «О звездах» и «О конце войны», «В темноте» и «Белое безмолвие», «Очи черные», «Если где-то в чужой, неспокойной ночи» и многие другие.
Высоцкий – один из тех людей и один из тех поэтов, которые всей своей жизнью и всем своим творчеством, по меткому выражению Мераба Мамардашвили, ставят на карту себя и свою жизнь. Поэтому поколения будут сменять друг друга, будет меняться жизнь, а интерес к его личности и творчеству не иссякнет.
И у меня впереди много часов его слов и музыки, нового знакомства и погружения, чему я, признаться, несказанно рад.
И вот спустя несколько месяцев после написания этой статьи я действительно переслушал практически всего Высоцкого. Практически означает всего, представленного вот здесь, в Википедии. И мне захотелось составить свой личный список самых важных песен, с которым я вас сейчас и познакомлю.
Что ж, ты, блядь, зараза...
1961 год. "Но настанет лето, ты ещё вернёшься, ну а я себе такую бабу отхвачу..."
Лежит камень в степи
1962 год. Посвящена Артуру Макарову. Первая сказочная песня, на тему "направо пойдёшь, коня потеряешь", которая, однако, идёт вразрез с привычными нам сказками. Почему? Послушайте и сами всё поймёте.
За меня невеста...
1963 год. "...Можно только неба кусок, можно только сны", "...Кто меня там встретит, как меня обнимут, и какие песни мне споют"
Жил я с матерью и батей...
1964 год. В нашей жизни нет ничего постоянного, и всё может измениться в одно мгновение, как в ту, так и в другую сторону. И как потом с этим жить?
Попутчик
1965 год. "Говорят: ничего, вы так молоды..." Про то, что всё действительно может измениться. Необратимо.
Мой друг уехал в Магадан
1965 год. Посвящена Игорю Кохановскому. "А мне удел от Бога дан, а может тоже в Магадан..."
Песня завистника
1965 год. "У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает"
Песня о старом доме
1966 год. Очень атмосферный ужастик. И в, казалось бы, вполне позитивных заключительных строчках, явственно угадывается зловещая усмешка автора.
В суету городов и в потоки машин...
1966 год. "Но спускаемся мы с покорённых вершин, что же делать, и боги спускались на землю", "...Потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться"
Песня-сказка про дикого вепря
1966 год. Прекрасная сказка о противостоянии личности и государства.
Песня о вещей Кассандре
1967 год. Захотелось прочитать Илиаду.
Лукоморья больше нет
1967 год. Как предсказано святыми, всё висит на волоске. Я гляжу на это дело в древнерусской тоске (с)
Спасите наши души
1967 год. "Наш путь не отмечен... Нам нечем... Нам нечем... Но помните нас!"
Деревянные костюмы
1967 год. Про то, что "если не научился умирать, то и жить вряд ли получится" (с)
В сон мне желтые огни
1967 год. "Хоть бы что-нибудь ещё..." Великолепная цыганщина.
Их восемь, нас двое
1968 год. "... А если у них истребителей много, пусть пишут в хранители нас"
Сколько чудес за туманами кроется
1968 год. "Не потеряй веру в тумане..."
Камнем грусть висит на мне, в омут меня тянет...
1968 год. Ещё одна цыганщина.
Банька по-белому
1968 год. Одна из долгих, протяжных песен, что, однако, не делает её хуже.
Рядовой Борисов
1968 год. "Правда по душам не получилось разговора, нам мешал отбойный молоток", ох уж эти бабы
В темноте
1969 год. "Сердце путает ритмы свои и стучит с перебоями" (песня про аритмию)
Он не вернулся из боя
1969 год. Что тут скажешь...
Человек за бортом
1969 год. "Внутрь ему, если мужчина, а если нет - растереть!"
Разбег, толчок и стыдно подыматься
1970 год. "Значит, съем плоды запретные с древа я..."
Здесь лапы у елей дрожат на весу
1970 год. Красивая лирическая песня. А эти флейты, струнные, клавишные... впрочем, послушайте сами.
Милицейский протокол
1971 год. Шедевр в своём роде. "А что очки товарищу разбили, так то портвейном усугубили"
Истома ящерицей ползает в костях
1971. Длинная, нескончаемая песня, вся построена на отрицании, исчерпывающая психологическая характеристика человека, "Ни предчувствия не жмут, ни сапоги..."
Так дымно, что в зеркале нет отраженья...
1971 год. Три счёта. "Полгода не балует солнцем погода", "Все нужные ноты давно сыграли", "Минутный порыв говорить пропал, и лучше мне молча допить бокал"
Горизонт
1971 год. Потрясающая по своему эмоциональному накалу песня.
Белое безмолвие
1972 год. Загадочная, до сих пор не понятная.
Кони привередливые
1972 год.
Так случилось - мужчины ушли
1972. год.
Песня о Волге
1973 год. Очень красивая протяжная песня.
Я из дела ушел
1973 год. "Из-за синей горы понагнало другие дела", "Открылся лик, я стал к нему лицом...", "Я влетаю в седло, я врастаю в коня тело в тело"
Смотрины
1973 год. Очень атмосферные бытовые подробности: "и с тягой ладится в печи, и с поддувалом", "Тут у меня постены появились, я их гоню и так, и сяк, они опять, дав неудобном месте чирей вылез..." Потрясающая песня, каждый раз находишь что-то новое.
Песня Кэрролла
1973 год. Прекрасная детская песня, написанная для спектакля "Алиса в стране чудес". "Добро и зло в стране чудес, как и везде, встречаются, но только здесь они живут на разных берегах"
Марьюшка
1974 год. "Я слезами горькими горницу вымою" и всё в таком духе - очень красивая песня, не зря её перепели все кому не лень, начиная Пелагеей и заканчивая Орбакайте
Если где-то в глухой, неспокойной ночи...
1974 год.
Расстрел горного эха
1974 год.
Очи черные. Старый дом
1974 год.
На Шереметьево
1974 год.
Баллада о детстве
1975 год.
Купола российские. Посвящена Михаилу Шемякину.
1975 год. "Воздух крут перед грозой, крут да вязок", "... То мне птица гамаюн надеееееежду подаёт", "Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал"
Как во смутной волости...
1975 год. "Сколь верёвочка не вейся, всё равно совьёшься в кнут"
Гербарий
1976 год. "... Пора уже пора уже напрячься и воскресть!"
Притча о правде и лжи
1977 год. В подражание Булату Окуджаве. Очень хорошая притча.
О конце войны
1977 год. Три счёта. Детали - в лучших традициях: "Уже довоенные лампы горят вполнакала..." "Вот уже зазвучали трофейные аккордеоны..."
Про речку Вачу и попутчицу Валю
1977 год. Посвящена Вадиму Туманову. "Ну а так как я бичую, беспартийный нееврей, я на лестницах ночую где тепло от батарей"
Про райские яблоки
1977 год. "Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем" - посмертная история от Владимира Семеновича.
Открытые двери больниц, жандармерий
"Открытые двери" - последняя песня в нашем списке. Я впервые её послушал совсем недавно, и она поразила меня до глубины души. Чем рассказывать не стану, послушайте эту песню. Посвящена она Михаилу Шемякину и повествует об их пребывании в Париже.
Открытые двери больниц, жандармерий,
Предельно натянута нить.
Французские бесы - большие балбесы,
Но тоже умеют кружить.
А какие бы вы песни Высоцкого включили в этот список?
comments powered by HyperComments
Made on
Tilda