По словам Александра Гранда, руководителя брендингово агентства Институт Идентичности/ INSTID (institute for identity), в феврале должна завершиться работа по созданию туристического бренда Липецкой области.

2 февраля 2018 года в Центре Изобразительных Искусств состоялся круглый стол по обсуждению промежуточных итогов работы.
Фото © Игорь Труфанов
Напомню, что компания Инстид выиграла тендер на разработку туристического бренда нашего региона, провела исследования и пришла к выводу, что элементы идентичности выражены слабо, что обусловлено исторически — Липецкая область была образована только в 1954 году.

Соответственно, встал вопрос, какие ценности, смыслы и идеи должны быть отражены в разрабатываемом бренде, за что можно, грубо говоря, зацепиться для формирования туристической привлекательности региона и проводимых здесь туристических мероприятий. В основу был положен термин «ЗЕМЛЯ». Липецкая земля!

Отправными точками в разработке бренда, некими смыслами явились характерные петли в словесном знаке логотипа, изображающие елецкие кружева, фирменный «липовый цвет», зелёный листочек, солнце на ладони, природа, усадьба, зажиточный сельский, так называемый «прованский стиль» — стиль «деревенского уюта» европейских аристократов.

Посмотреть более детально элементы визуальной идентификации и сам бренд можно тут
Мнения разделились. Сергей Толчеев, представитель Союза художников высказался категорически против. По его мнению, главным смыслом, идеей и ценностью является именно металлургический комбинат (НЛМК, градообразующее предприятие областного центра), от него и надо отталкиваться, за него и надо цепляться. А что комбинат, точнее идея, отражённая в бренде, будет туристически привлекательной, у него не вызывает сомнений.

Кроме того, Сергей против названия «Липецкая земля», поскольку оно является архаичным, а Липецкая область была образована сравнительно недавно, поэтому, по его мнению, стоит придумать более современное название.

И вообще Сергей высказывался очень эмоционально, называл данные наработки и возможный бренд стратегическим промахом, а также говорил, что нечего мол нам (цитирую почти дословно) разводить турусы на колёсах, кого-то приглашать, смотреть им в рот и бояться слово поперёк сказать, а лучше собраться, да и самим разработать туристический бренд своей малой родины.
«Туру́сы на колёсах» — фразеологизм русского языка, означающий «чепуха», «вздор». Согласно словарю Даля, «турусы», «тарусы» — диалектное слово с тем же значением. Происхождение его неизвестно.

Современники Пушкина считали, что слово «турусы» производно от туры (лат. turres ambulatorie) — деревянной осадной башни, обтянутой звериными шкурами. Такие башни применялись ещё древними римлянами, их использование татаро-монголами упоминается в русских летописях.

Внутри башни располагался отряд воинов (в отличие от фалы, которая предназначалась для размещения метательных орудий), который был неуязвим для противника. Одновременно этот отряд служил двигателем, потихоньку перемещая башню, установленную на колесах. Туруса приближалась к стене осажденной крепости вплотную. Воины по лестницам внутри башни быстро влезали на её верх, а оттуда с помощью перекидного мостка перебирались на крепостную стену.
Кружева можно посмотреть в частном музее Евгения Павловича Крикунова. Работает музей круглосуточно. Да-да, вы не ошиблись, именно круглосуточно. Располагается он на улице Октябрьская (бывшая Соборная) 108.

Вот эта самая Октябрьская улица (она также в центре, недалеко от Торговой-Мира).

И касаются они опять же понятия «Липецкая земля». С одной стороны, он, так же, как и Сергей, считает это понятие архаичным (у нас же молодой, динамично развивающийся регион). Но с другой стороны, «земля», как мы знаем, — это единица административно-территориального деления в Европе, в частности, в Германии.
Земля (нем. Land — земля, страна) — в Федеративной Республике Германия «государство-член» (нем. Gliedstaat) федерации. Для отличия от «страны» в широком значении слова часто также употребляется термин федеральная земля (нем. Bundesland), но в юридических документах, таких как, например, Основной закон ФРГ или конституциях земель, он не используется.
С 1990 года Германия состоит из 16 земель, обладающих частичным суверенитетом и объединённых в федерацию, но не в конфедерацию.
Таким образом, называясь «землёй», пусть и неформально, пусть и в рамках туристического бренда, мы идентифицируем себя и наш регион, с одной стороны, с нашим древним отечеством («О Русская земля! Уже ты за холмом!» © Слово о полку Игореве, перевод Д.С. Лихачев), а с другой, как ни крути, с Европой и европейскими ценностями. А как иначе? Но не будет ли этот закос под Европу слишком явным? А? Как вы считаете?

— Мои основные претензии носят стилевой характер, — говорит Влад, — несмотря на явные преимущества современного подхода, это далеко не вчерашний, а позавчерашний день. Недостаточно радикальный концепт — вот что я могу предъявить разработчикам!
Конечно, то, что работа начата, продолжается, разработан этот бренд, — это огромный шаг, но если мы хотим быть лучше, стоит обратить внимание на другие регионы России, которые продвинулись на пути построения собственного бренда значительно дальше (например, Рязань, Новокузнецк и Новосибирск), нужно преодолевать инерцию и двигаться вперёд.

Работа, повторюсь, только начата. Разработанный бренд — это не то, что задано раз и навсегда. Отнюдь. Он пластичен, и в этом его плюс. Есть отправные точки, от которых мы можем оттолкнуться и двинуться дальше, развивая и развиваясь, совершенствуя и дорабатывая, идя в ногу со временем, работая на перспективу, а не догоняя ушедший поезд.
Также мы время от времени слышим и читаем критические замечания по поводу так называемых «петель и изгибов» (оригинальной каллиграфии, основанной на характерном узоре елецких кружев), из-за которых якобы невозможно прочитать саму надпись.


По этому поводу Владислав категорично заметил:

Те, кто не могут прочитать словесный знак (каллиграфическую надпись «Липецкая земля»), — просто "орфографические дэбилы", которые не смогут прочитать текст и в Arial или Times New Roman.
Итак, какие-то элементы идентичности найдены. Но нужно продолжать поиски, ибо этот процесс гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому напоследок хочу попросить вас, да, да, тебя, читающий или читающая эти строки, высказаться по данному поводу.

Попробуй сформулировать ценности и смыслы, на которые стоит обратить внимание. Что важно лично для тебя?

Не молчи! Выскажись!

comments powered by HyperComments
Туристический бренд Липецкой области.
Турусы на колёсах!
Made on
Tilda