— Ты говорил о том, что в школе тебе очень легко давались математика и физика, но ведь считается, что людям искусства близко гуманитарное мышление, разве нет?
— На мой взгляд, это глубокое заблуждение. На самом деле, художественное мышление и мышление математическое очень близки. В этом вопросе меня никто не понимает, но я это осознаю очень чётко. Гуманитарий не в такой мере обладает возможностью мыслить абстрактными образами, ему нужна конкретика. Без конкретики гуманитарное образование обрушивается. Поэтому очень часто многие великие физики умели и любили рисовать, и много художников-живописцев пришли из физико-математических образовательных систем.
Я в Москве знаю многих великолепных живописцев, которые заканчивали именно технические вузы, к примеру, физтех или МГУ. Как раз они мне и говорили, что математическое образование и математическое мышление стало очень мощным инструментом для вживания в художественное мышление. Художественное мышление, прежде всего, основано на понимании различных пространств (именно во множественном числе) и их выстраивании.
Картина, любая, – это пространственная среда, пространство при этом вовсе не обязательно должно быть трёхмерным. Равно как и математическое мышление, прежде всего, основано на понимании что такое пространства – именно так, во множественном числе. Пространство в математике – это совокупность специально организованных элементов, равно как и композиция живописца. Специальные организованные элементы, и в математике, и в живописи, призваны транслировать определённые смыслы.
Я считаю, что курица - не птица, гуманитарка – не образование, - да не обидятся на меня гуманитарии, - поскольку все наши привычные представления разбиваются при столкновении с теми или иными открытиями в точных науках. Так, и в математике, и в физике, причём не в теоретической физике, а в реальной, «событийной», существуют ситуации, когда два противоположных смысла или две противоположные истины существуют одновременно. К примеру, свет одновременно является и потоком частиц, и электромагнитной волной. В квантовой физике подобная ситуация на каждом шагу. Лев Ландау описал случаи когда в одном и том же стакане одна и та же жидкость (вся в совокупности) вращалась в двух противоположных направлениях. В школе никто в это не вникает. А жизнь между тем гораздо богаче и многограннее всех установок и делений на правое и левое, чёрное и белое.