«На экране окна сказка с несчастливым концом, странная сказка»
И что так не понравилось БГ?
Ну вот мы и дождались «Лета».

Я уже рассказывал о своём отношении к группе КИНО, Виктору Цою и его раннему творчеству и в целом к тому времени. Поэтому, когда я узнал о том, что выходит такой фильм, я решил непременно его посмотреть, правда БГ слегка охладил мой пыл, я было даже решил не ходить, но потом, слава Богу, передумал, решив, что кто бы что не говорил, а мнение необходимо иметь собственное, а для этого надо всё-таки посмотреть. И вот... правда на премьеру не попал, зато получилось сходить на следующий день. Кассирша спросила: «Вы на Мир Юрского периода? Черновик? Звёздные войны?» «Лето» значился последним в её списке, причём, по-видимому, не заслуживающим внимания, потому что она спросила так: «На «Лето» что-ли?» В зале сидело нас четверо и сзади несколько человек, причём я слышал только женские голоса, наверно старые почитательницы русского рока. Хотя фильм не только о музыке...

О чём фильм

Был такой музыкант в 80-е - Виктор Цой, ну а вдруг кто не знает. В начале 80-х было самое начало его творческого пути. У него было несколько песен, и его никто не знал. Он знакомится с Майком Науменко, БГ, уже известными на тот момент музыкантами, сколачивает группу, вступает в ленинградский рок-клуб и записывает первый альбом, известный под названием «45». Это, собственно, историческая канва. На этом фоне Кирилл Серебренников вместе со сценаристами, операторами и актёрами рассказал нам свою историю.
Что понравилось

Чёрно-белая стилистика, картинки, будто извлечённые из «снимка чужой диафрагмы» (а не в «цифре» ни в коем случае), с текстами песен по бокам - если вы посмотрите, то поймёте, о чём я. И, конечно, музыка, много музыки, отечественной и зарубежной, всякий раз очень к месту.

И...
Игра актёров

Такой в фильме Цой
Вроде непохож внешне, ну и ладно. Зато похож в профиль, и вот один в один стойка «подбородок вперёд». Ну и конечно тембр, интонации, я понимаю, что это уже не Тео Ю, но какая разница.
Великолепно сыграли Ирина Старшенбаум
и Рома Бильк (Зверь), а в эпизодах потрясающи Александр Баширов и Лия Ахеджакова.
Ещё одно несомненное достоинство фильма - цитаты. Кстати, это маркер. Если цитаты никак не отзываются, то смотреть наверно не стоит.
Лень - это моё лучшее качество

Вот как начнут пионеры твои песни орать - вот там будет звук

А что плохого в диско?

- Я хочу поцеловать Витю.
- Моё благословение нужно? Подпись, печать?
Когда я посмотрю ещё раз, а я намерен это сделать в ближайшее время, цитат будет больше.
Так о чём же всё-таки фильм

О роли личности... в истории, о становлении человека, который чуть позже «объявит мир безъядерной зоной» (лучше, чем он, всё равно не скажешь), сталь закалится ко времени «звёздных» альбомов, но уже сейчас к этому все предпосылки. И об эпохе. Время их ухода совпало с концом эпохи. Лето кончилось. Поэтому история всё-таки несчастливая.
Так что же так не понравилось Гребенщикову? Что такого инопланетного и лживого в этом фильме? Настолько, что вызвало такой протест, раздражение, недовольство всех современников и даже папы Виктора Робертовича. Я уж не говорю о журналистах, которые «я сценарий не читал, фильм не смотрел, но решительно осуждаю». По мне, писать биографические книжки, снимать биографические фильмы, с одной стороны, просто, поскольку вроде бы есть на что опереться, а с другой стороны, приходится думать, что человек говорил и как вёл себя вёл в тех или иных ситуациях, о которых нам достоверно неизвестно, но мы можем догадываться исходя из того, что мы о нём знаем. И здесь важно не перейти грань, за которой слова и поступки становятся нарочитыми, а герои плоскими, и в этом случае уже перестаёшь верить тому, что происходит на экране. Вот, на мой взгляд, создатели фильма продвигались наощупь, методом проб и ошибок, но эту грань не перешли. Наконец, фильм хоть и биографический, но художественный, а посему режиссёр рассказывает нам ту историю, которую видит и которую хочет рассказать. Тем более, если он рассказывает её так, что не создаётся ощущение какой-то нарочитости, шаблонности или пошлости. И, слава Богу, что несмотря на такой дружный хор голосов «против», Кирилл Серебренников сотоварищи всё-таки завершил начатое дело, даже находясь под домашним арестом.
Вывод

Фильм интересен далеко не всем. Но вполне достоин того, чтобы быть просмотренным хотя бы раз. Также может быть интересен с точки зрения изучения различных общественных инициатив и течений.
Made on
Tilda